16 февраля исполняется 190 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова. Его творчеству посвящена книжная выставка, которая открылась в зале абонемента библиотеки.

 У Николая Лескова был очень тернистый путь в литературе. «Достоевскому равный, он – прозёванный гений», — так высказался о нём Игорь Северянин в стихотворении, посвящённому писателю. «Его читали меньше, чем он того заслуживал, брали из его книг много меньше, чем они могли дать», —  считает литературовед Сергей Дмитренко. Николай Лесков всю жизнь шёл своим путём, нередко находясь в конфликте с самыми разнообразными направлениями российской общественной жизни и художественной критики. Начав своё творчество в пореформенную эпоху Александра II, он скептически относился к новым революционно-демократическим идеям Чернышевского, движению нигилистов, народников, но и не объединялся с другим идейным лагерем — с почвенниками, славянофилами, идеализировавшими российскую действительность. Судьба его творчества была очень тяжёлой, хотя при жизни он и печатался в престижных литературных журналах, и состоял в переписке с Л. Толстым. Критика его не любила.

После посмертного молчания заслуга открытия Николая Семёновича Лескова принадлежит Максиму Горькому. Именно он увидел в этом авторе одного из «Творцов священного писания о русской земле». Именно М. Горький поставил Лескова рядом с великими русскими классиками литературы — Гоголем, Толстым, Тургеневым, Гончаровым. Считал его «самобытнейшим писателем русским, чуждым всяких влияний со стороны».

Лесков писатель очень своеобразный. Мы можем найти у него почти все виды повествовательной прозы – от больших романов и хроник до произведений малого жанра: рассказов, очерков. Его «визитной карточкой» стал сказ «Левша», легенда, которую можно назвать народной, написанная в стиле раёшного лубка. Широко известен его очерк из купеческой жизни «Катерина Измайлова», чей сюжет стал основой знаменитой одноименной оперы Д. Шостаковича, вызвавшей при появлении целый скандал и статью в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки». Наверное,  многим запомнился его, неоднократно экранизированный рассказ, «Тупейный художник» — один из лучших образцов художественной критики бесчеловечных крепостнических нравов. В конце жизни он создаёт целую серию «Праведники», в которую включает свои произведения об обычных людях из простой среды, возвысившихся над бытом своим альтруизмом и верностью христианским заповедям. Он открывал «праведника в каждом сословии во всех группах» (М. Горький). Это был его ответ в идейных исканиях о судьбе земли русской его современникам  –  Ф.  Достоевскому, Л. Толстому. В цикл «Праведники» вошли такие произведения как «Соборяне», «Несмертельный Голован», «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник». На нашей выставке вы сможете найти тексты всех этих литературных произведений.

На выставке также представлена литературная критика о творчестве Н. С. Лескова советского периода: историко-биографическое исследование В. С. Семёнова «Николай Лесков. Время и книги». В нём раскрывается палитра литературно-художественных и общественных движений, существовавших в годы его творчества в России, рассказывается об особенностях стиля писателя, его отношении с его российскими коллегами, в частности с Л. Н. Толстым. Особый интерес представляет сборник статей «В мире Лескова», который был подготовлен и издан в 1983 году кафедрой русской литературы Литературного института им. М. Горького. Это попытка показать разнообразие подходов к толкованию творчества писателя, едва ли не первая в советской художественной критике. В сборнике статьи о фольклорно мифологических мотивах творчества Лескова, исследования параллелей с литературой ХVIII века, статьи о  своеобразии его образа России, анализ генезиса авторского неповторимого языка, исследования оригинальности метода писателя — не описывать, а ярко с живописностью иконописного народного изографа изображать. Это очень содержательный сборник. Вместе с тем – это всего лишь попытка прикоснуться к «космосу» Н. С. Лескова, и авторы ни в коем случае не претендуют ни исчерпывающий характер свих исследований.

Особый раздел выставки посвящён книгам для учителей и учащихся. На полках  очерк о Лескове в учебнике литературы для 10 касса Т. Ф. Курдюмовой, брошюра «Изучение художественного своеобразия произведений писателя М. Кучерской. Пристальное внимание хочется обратить на книгу из серии, которая так и называется «Для ученика и учителя». В ней вы найдёте и тексты Лескова, и фрагменты статей художественной критики о нём, и развёрнутые планы сочинений, материалы для подготовки к урокам, и викторину.

Слова Максима Горького «основная дума Лескова – дума не о судьбе лица, о судьбе России» — бесспорны. Н. Лесков не любил теоретиков, которые строили «прожекты» о российской жизни. Он был очень самостоятелен в своих взглядах, очень своеобразен. Как-то он сказал о себе. «Я иду сам, куда меня ведёт мой фонарь». И в его 190 –летний юбилей хочется отметить, что его творчество, как творчество любого признанного классика, не теряет своей актуальности. Его Россия очень современна, несмотря на то, что уже прошло около полутора столетия как были написаны его произведения. Глубинные основы русской народной жизни, даже пройдя через исторические потрясения ХХ века, остались прежними. Н. С. Лесков, по оценке литературоведа Н. С. Богданова, «бытописатель, но не только». Его образы глубоко символичны. И эти символы, их глубинные смыслы современны и сегодня.

Библиотекарь ГАПОУ СО «СОМЭПК» Вылегжанина Е.Ю.