17 декабря 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения великого композитора Людвига ван Бетховена. Его творческую личность часто сравнивают с такими титанами художественной мысли как Шекспир, Микеланджело, Рембрандт, Толстой.

   Без Бетховена трудно представить себе творчество Шуберта, Листа, Брамса, Чайковского, Вагнера, Малера, да и композиторов ХХ века – Онеггера, Шостаковича, Хиндемита. Его наследие – это зерно, из которого произрастает вся европейская музыка ХIХ и ХХ веков.

    Бетховену суждено было жить на грани ХVIII  и  ХIХ века. Его творчество немыслимо вне социальных потрясений эпохи великой французской революции и национально-освободительных войн. Оно наследует идеи эпохи «Просвещения», идеи «царства разума», завершает эпоху музыкального венского классицизма.

     Его наследие поразительно универсально. Оно охватывает практически все жанры современного ему искусства: инструментальные миниатюры, рондо, багатели, инструментальные сонаты, квартеты, септеты, оркестровые симфонии, увертюры, вокальные мессы, песни, оперу. Но, наследуя, особенно в раннем творчестве, своим старшим современникам Гайдну и Моцарту, он взрывает музыкальную традицию изнутри. «Композитор творец – новый тип личности впервые нашёл своё полное выражение в личности и творчестве  Бетховена (Л. Мазель). Он прежде всего «гениальный новатор» (Р. Роллан), человек нового времени. «Бетховен не только своим искусством, но и всем творческим обликом провозглашает эпоху, для которой самоутверждение стало нормой художественного бытия» (А. Климовицкий). Если у Моцарта «река музыки разливается и ложится в своё русло без усилия» (Р. Роллан), то у Бетховена по его словам «музыка должна высекать огонь из сердца человека». Это уже не игра, а напряжение ума и воли. Это «жезл Моисея, рассекающий скалу» (Р. Роллан).

     Конечно, пафос борьбы, напряжённая героика его музыки возможно связаны с тяжкой болезнью – глухотой, которую он упорно преодолевал с 30-ти летнего возраста до самой смерти. Трагический недуг, отгородивший композитора от всех звуков мира, вступил в противоречие с огромным творческим потенциалом личности, тем самым превратив его жизнь в непрерывный подвиг, и способствовал большей оригинальности его художественного мышления. «Я могу, вы – нет» — так Бетховен пресекал разговоры о нарушении общепринятых норм языка в его творчестве.

    Впрочем, он не всегда находился в состоянии борьбы с «судьбой», пытаясь «схватить её за глотку». Бетховен не только борец, он мыслитель. В его музыке мы найдём «жизнь во всём её разнообразии – бурные страсти и отрешенная мечтательность, театральная драматическая патетика и  лирическая исповедь, картины природы и сцены быта..» (В. Конен).

     Хорошо известно, что его девять неповторимых симфоний можно подразделить на две группы: 3, 5, 9 – где ярко воплотилась идея через борьбу «от мрака к свету» (А. Серов) и 2, 4, 6, 7, и 8, которые принято называть «жанровыми».

     Его излюбленный жанр – фортепианные сонаты – целая энциклопедия эмоциональных состояний. Здесь и бурная патетика 8-ой, и сдержанная скорбь 1 части 14-ой «Лунной», и дух страстной, беззаветной борьбы 23-ей «Аппассионаты» и философская медитация 32-ой. Тридцать две сонаты – это тридцать два неповторимых изобретения, где нет ни образных, ни формальных повторов.

   Его инструментальные концерты – это настоящие сложные симфонические полотна с солирующими инструментами. А его квартеты и инструментальные ансамбли – это тоже сонаты только для нескольких инструментов. Вообще сонаты для Бетховена – жанр значительного художественного обобщения. «Когда я осознаю чего я хочу – говорил Бетховен Шлёссеру, — основная идея не покидает меня никогда, она поднимается, она вырастает, и я вижу и слышу цельный образ во всём его охвате, стоящем перед моим внутренним взором. Вы спросите, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно…»

      Бетховен верил в этическую мощь искусства, в то, что «создание истинного искусства ведёт к моральному прогрессу», верил, что «искусство объединит всё человечество» (из письма композитора Л. Керубини). В его последней симфонии с хором звучат слова оды «К радости» Ф. Шиллера, музыка к которой сохранилась ещё в юношеских набросках. Голоса хора, солистов и  оркестра сливаются в цельное и могучее звучание песни-гимна: «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной…» Это вселенский призыв ко всему человечеству, который композитор сохранил в своём сердце с молодых лет. Не смотря на то, что его углублённая философская музыка последнего периода разительно отличается от первого изящного септета в стиле венского дивертисмента, который получил первое признание, до самых последних дней Бетховен сохранил идеалы эпохи Просвещения, идеалы вселенского человеческого братства и считал, что именно музыке свойственно «высшее откровение».

   К 250 – летию композитора мы приготовили подборку сайтов, где можно найти ноты произведений,  информацию о биографии и  творчестве Бетховена, послушать  его музыку.

IMSLP / Petrucci Music Library. International Music Score Library Project. Вики-проект, который ставит своей целью создать библиотеку, содержащую все свободные (легальные) партитуры музыкальных произведений, перешедших в общественное мировое достояние.

Практически все композиции Бетховена можно найти в разделе Scores, по имени композитора Beethoven

Сайт о творчестве Бетховена. Здесь вы можете подчерпнуть биографические данные о композиторе, послушать его сочинения, прочитать книги,  статьи, фильмы и спектакли о его творчестве, познакомиться с документами его жизни (письмами, портретами, рукописями и др.)

Сайт классической музыки, где можно найти ноты произведений Бетховена, прослушать  его музыку в формате mp3, прочитать биографию, пообщаться на форуме с единомышленниками.

Нотный архив Бориса Тараканова. Первое бесплатное нотно-музыкальное  собрание в Российском Интернете. Здесь вы можете разыскать ноты произведений Бетховена, найдя его имя в классификаторе по композиторам.

Сайт по классической музыке, опере, балету.

Здесь в разделе «Персоналии» вы можете прочитать биографию композитора и по перекрёстным ссылкам подчерпнуть информацию о его произведениях. Обычно статьи авторские, созданные музыковедами.

Сайт «Погружение в классику» для любителей классической музыки. Основное назначение сайта  — обмен аудио- и видеозаписями с возможностью их обсуждения, а также помощь начинающим слушателям классики.

Найти записи произведений Бетховена можно набрав фамилию композитора в поиске по всему сайту.

Статья о Бетховене в русскоязычной Википедии.

Статью подготовила библиотекарь ГАПОУ СО «СОМЭПК» Вылегжанина Е.Ю.