В начале марта в библиотеке открылись сразу две выставки. Одна, в зале абонемента, посвящена 220-летию со дня рождения  русского поэта пушкинской поры Евгения Абрамовича Баратынского. Вторая – в читальном зале — «Шляпы долой, господа, перед вами гений» (слова композитора Роберта Шумана) — открыта  в честь 210-летия со дня рождения Фридерика Шопена.

   Не многие знают, что именно поэту Е. А. Баратынскому, малоизвестному сейчас автору, принадлежат слова знаменитого романса М. И. Глинки «Не искушай меня без нужды…» Евгений Абрамович принадлежал, по мнению А. С. Пушкина, «к числу отличительных наших поэтов». Его оригинальность  Александр Сергеевич, лично знавший и друживший с ним, видел в том, что он «мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем  как чувствует сильно и глубоко». В. Г. Белинский говорил, что Баратынский  «сильно чувствуя, много думает». А потому почти каждое его стихотворение  рождено «необходимостью выразить скорбную мысль, навеянную на поэта созерцанием жизни».

   На нашей выставке в большом количестве представлены  стихи и поэмы Е. А. Баратынского, которые он создал за свою довольно короткую жизнь (год рождения 1800, год смерти 1844).

     В своих стихах и особенно поэмах его мрачность и двоемирие: наличие противопоставления мира бытового и идеального, — истолковывается некоторыми исследователями как проявление романтизма в русской поэзии. По мнению знатока литературы И. М. Тойбина, его творчество «оказывало и продолжает оказывать заметное влияние на развитие отечественной поэзии» на Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Брюсова, Ахматову, Мандельштама и др.

      Небольшая часть выставки представлена критическими работами о поэте. Его биография вошла в солидный биографический словарь «Русские писатели : 1800-1917» издательства «Советская энциклопедия». На выставочной полке также монография для учащихся старших классов П. А. Стеллиферовского о непростой судьбе Баратынского, которая была отягчена в начале жизни трагическими обстоятельствами. На стенде также очерк критика «Серебряного века» Ю. Айхенвальда, где он характеризует его поэзию «страницей небольшой, но никем не повторенной и едва ли повторяемой». Но чтобы оценить это —  приходите на выставку, возьмите с полки книгу Баратынского и прикоснитесь к миру одного их лучших поэтов пушкинской поры.

          Со дня рождения композитора Фридерика Шопена минуло уже 210 лет.

    По словам советского пианиста и педагога Генриха Нейгауза «Миллионы и миллионы сердец обращены к Шопену; его искусство объединяет в одном чувстве самого неискушенного слушателя и самого взыскательного знатока. Он понятен и близок всем странам и народам…», хотя он, конечно же, именно польский композитор, и его сердце после его смерти по его завещанию покоится Польше. Его считали гением ещё при жизни — гениальным композитором, гениальным исполнителем-пианистом, постоянным соперником другому гениальному виртуозу фортепиано, его ровеснику Ференцу Листу.

   На выставке представлены ноты его миниатюр, его «поэтических мелочей» : прелюдии, мазурки, ноктюрны, вальсы, а также крупные концертные произведения : концерты, сонаты, скерцо. Целая палитра жанров, в которой творил Шопен.

   Литература о Шопене поистине огромна. И часть того, что есть на русском языке и было издано в советское время, представлено на нашей выставке.

Здесь и легендарная монография знатока славянской музыки Игоря Бэлзы, и книги именитых советских музыковедов Ю. Кремлёва, А. Соловцова, Л. Мазеля о польском композиторе. На полках  книга из популярной серии ЖЗЛ, изданная в 1963 г., польского автора Я. Ивашкевича, которая «не претендует быть отнесённой ни к разряду монографий, ни к разряду научных исследований».  «Шопен : каким мы его слышим» — так называется сборник статей, высказываний, бесед о Шопене композиторов, пианистов-исполнителей. Это название можно отнести и к монументальному аналитическому труду «Очерки о Шопене» советского пианиста-педагога Я. И. Мильштейна,  и  к музыковедческому сборнику «Венок Шопену» 1989 г., где представлены различные аспекты советского шопеноведения.

   На стендах выставки присутствуют также книги, приоткрывающие завесу над  личной жизнью «ангела с прекрасным лицом печальной женщины, пленившего когда-то своими произведениями изысканных эстетов парижских салонов». Это его письма и литературные романы, принадлежавшие перу его самой яркой любви  — мадам Жорж Санд, сыгравшую роковую роль в его жизни.

   Многие музыканты, критики, слушатели сходятся во мнении, что творчество Фридерика Шопена не укладывается в понятие «романтизм», хотя творил он именно в эпоху музыкального романтизма. Его музыку трудно подвергать какой-либо классификации. Он был настоящим поэтом фортепиано. Его  искусство  всегда было близко подлинным творческим натурам. Его боготворил композитор А. Н. Скрябин, гениальный поэт Б. Л. Пастернак посвятил  ему не только стихи, но написал про его творчество целую книгу.

   Да, со дня рождения Фридерика Шопена прошло уже 210 лет. Но он по-прежнему остаётся одним из самых любимых и исполняемых европейских композиторов.