Сроки получения среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование на базе основного общего образования – 3 г 10 месяцев, очно.

Присваиваемая квалификация: учитель музыки, музыкальный руководитель.

Базовое образование: профессия педагога-музыканта требует начального /базового музыкального образования в объёме музыкальной школы, школы искусств.

Содержание деятельности:

Профессия педагога в области музыкально-художественной деятельности относится к типу «Человек – Человек», так как связана с общением и взаимодействием с людьми.

Для успешного выполнения такой работы требуются организаторские способности; вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно); коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми); высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно); психическая и эмоциональная уравновешенность; способность к сопереживанию.

Данная специальность относится и к дополнительному типу «Человек – Музыкальное искусство», поскольку работа педагога-музыканта непосредственно связана с творчеством, для музыканта важны музыкальные способности (хороший музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); хорошо развитая моторная память (память на движения); креативность; быстрота реакции; наличие мелкой развитой моторики рук (гибкость, пластичность, быстрота четкость движений кистей рук и пальцев); способность к импровизации; артистические способности.

Основными задачами выпускника — учителя музыки, музыкального руководителя является развитие в детях:

  • потребности в общении с высокохудожественным музыкальным искусством, в музыкальном самообразовании;
  • музыкального вкуса;
  • музыкально-творческих способностей на основе усвоенных музыкальных умений и навыков;
  • творческих художественно-познавательных способностей на основе знаний высокохудожественных образцов музыкального искусства и усвоенных знаний о музыке;
  • художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней, способности оценить её красоту, личностного по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства.

Учителя музыки, музыкальные руководители дают детям музыкальное образование в школах и организациях дошкольного образования. Они организуют как обучающие музыкальные занятия, так и внеурочные музыкальные мероприятия (допустим, концерты учащихся), а еще – музыкальный досуг, сочетая при этом педагогическую деятельность с исполнительской (аккомпанирование на инструментах исполнителям-детям, вокал, дирижирование – управление детским хором).

Владея методикой преподавания, эти специалисты принимают методические решения, как при долгосрочном планировании курса, так и в ситуативном режиме. Они способны проанализировать и оценить уже состоявшиеся занятия и мероприятия и скорректировать дальнейший процесс преподавания.

В обязанности преподавателя музыки, музыкального руководителя также входит консультирование родителей по вопросам музыкального образования детей (в частности,  выявление музыкально одаренных детей) и документационное обеспечение процесса музыкального образования (к примеру, составление учебного плана или ведение журнала успеваемости).

В зависимости от должности педагог-музыкант может работать в одном помещении, вести музыкальные занятия, праздники и развлечения в детском саду; уроки, внеклассные занятия – в школе, а также выезжать на различные внеклассные мероприятия, связанные с концертной или просветительской деятельностью (конкурсы, концерты, фестивали и др.).

В процессе обучения студенты научатся:

  • Определять  цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их
  • Организовывать и проводить, уроки музыки, внеурочные музыкальные мероприятия, музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных и общеобразовательных учреждениях
  • Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей
  • Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников
  • Определять цели и задачи уроков музыки и внеурочных мероприятий
  • Выявлять музыкальную одаренность детей и оказывать им педагогическую поддержку
  • Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся
  • Использовать произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров
  • Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом
  • Аккомпанировать детскому составу исполнителей
  • Аранжировать произведения педагогического репертуара, разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся
  • Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных
  • Создавать в кабинете предметную развивающую среду

Требования к результатам освоения программы подготовки:

Учитель музыки, музыкальный руководитель (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

Учитель музыки, музыкальный руководитель (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях.

ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников.

Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях.

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.
ПК 2.4. Выявлять музыкально одаренных детей и оказывать им педагогическую поддержку.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 2.6. Анализировать уроки музыки и внеурочные музыкальные мероприятия.
ПК 2.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования в общеобразовательной организации.

Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.

Методическое обеспечение процесса музыкального образования.

ПК 4.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательной организации, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.

Перспективы карьерного роста

Выпускники колледжа могут продолжить обучение по профилю специальности в педагогическом ВУЗе.

В профессии педагога-музыканта может складываться свой путь развития в зависимости от выбранного направления работы, индивидуальных особенностей, а также степени развития исполнительских, организаторских способностей. Со временем возможно руководство различными музыкальными коллективами  в образовательных организациях разных типов.

Виды профессиональной деятельности специалиста: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

Вернуться назад