Сроки получения среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста:

  • На базе среднего общего образования – 3 г. 10 мес., заочно;
  • На базе основного общего образования – 3 г 10 мес., очно.

Присваиваемая квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

Содержание деятельности:
Специалист по воспитанию дошкольников. Дошкольных воспитателей чаще всего называют воспитательницами. Мужчины дошкольными воспитателями обычно не работают, а если такое и случается, то это непременно становится сенсацией, о чем обязательно пишут местные газеты и даже снимают сюжеты для теленовостей. Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.

В обязанности специалиста входит:

— планировать и организовывать жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляя их воспитание и обучение. Проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно-развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводить мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечать за их жизнь и здоровье;

— внимательно относиться к детям, обеспечивая удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— формировать у воспитанников нравственные качества, прививать им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекать их в различные виды деятельности;

— проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимать участие в работе совета педагогов, систематически повышать педагогическую квалификацию;

— изучать семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействовать  с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.

координировать  деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Воспитатель должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Область профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях.

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
  • документационное обеспечение образовательного процесса.

Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:

  • образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования;
  • организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
  • организация различных видов деятельности и общения детей;
  • организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
  • взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

Медицинские противопоказания.

Воспитатель детей дошкольного возраста регулярно (не реже одного раза в год) проходит медицинское обследование. Работа не рекомендуется людям (инвалидность) с нарушением зрения, с нарушением функций верхних и нижних конечностей, с нарушением коронарного и/или централного кровообращения, с интеллектуальными нарушениями.

Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена:

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПМ 03. Организация мероприятий по основным образовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПМ 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Вернуться назад